Katya-husky: Детские сказки со взрослым смыслом. Интервью с Александром Хирургом
ФОТО и ВИДЕО
Свой предыдущий рассказ про детские новогодние елки в московском байк-центре я начала с цитаты из сказки Пушкина. «Сказка – ложь, да в ней намек» — это хорошо знакомая всем с детства фраза. И в данном случае она максимально справедлива. Ночные Волки во главе с лидером мотоклуба Александром Хирургом никогда не делали что-то, не вкладывая в свои поступки определенного смысла. Вся деятельность русских мотоциклистов пропитана единством убеждений, любовь к Родине, единой верой, стремлением к православным ценностям, жаждой правды, справедливости, радением за судьбу государства и готовностью на любой подвиг ради блага страны.
В истории мотоклуба нет не связанных друг с другом действий, все они последовательны и пронизаны общей идей. И детские представления не являются исключением. Новогодние сказки учат юных зрителей добру, честности, взаимовыручке, дружбе, прививают любовь к русской истории и почтение к героям нашей страны. Основная идея сказочной истории передается с помощь ярких визуальных образов и слов главных героев, представленных в красивой и доступной для детей стихотворной форме. Но и для родителей новогодняя программа от Ночных Волков не лишена смысла. Даже наоборот, она пропитана глубокими посылами, считать которые могут лишь взрослые. Это, как я сказала, в своем предыдущем посте, второй уровень восприятия – осмысленный.
Вот именно о смысловой нагрузке сказки и ее персонажах мне удалось немного поговорить с Александром Хирургом после представления. Содержанием этой беседы я бы хотела поделиться и с вами.
Разумеется, первое впечатление от спектакля заключается в восторге от всего происходящего на сцене. Огромные конструкции каким-то совершенно невообразимым для простого обывателя способом взмывают ввысь, извергают пламя, машут крыльями, скалят зубы, дышат! Все этого вместе с красочными спецэффектами, актерской игрой, выступлением каскадеров и музыкальным сопровождением создают потрясающее зрелище. Дети смотрят с трибун за действием на площадке с открытыми ртами, да и взрослые практически так же реагируют на происходящее. Само представление длится всего один час, но подготовка к нему растягивается на целый год. Естественно, первое, с чего началась наша беседа, был обмен впечатлениями и попытка понять, каким образом рождается спектакль.
— Порой сложность состоит в том, что замышляешь одно, а в реальности выходит несколько иное. И тогда на ходу приходится адаптировать сценарий, убирать какого-то персонажа. Нам сложно делать какие-то батальные сцены. Мы это пробовали неоднократно, но для этого нужна большая подготовка и совсем другая площадка. Поэтому у нас война ведется с помощью крупных объектов, выезда техники, которая заполняет все уличное пространство.
— Мы же не находимся в камерном зале с сидящими на стульях людьми. Все происходит под открытым небом, поэтому все конструкции должны быть крупными. Мелкими объектами мы не обойдемся. И даже игрой одного актера на елке мы тоже не сможем обойтись, потому что он потеряется на таком пространстве. Тут работают только крупные формы. И чтобы еще сильнее подчеркнуть заложенные смыслы, мы идем на различные риски, усиливаем сцену каскадерской игрой. В качестве горящих людей выступают каскадеры. В трюковой программе одним из элементов выполняется сальто. Причем, человек исполняет технически сложные элементы мотофристайла не в тепличных условиях, а под открытым небом и в любую погоду. Тепло ли или «минус», лед или снег, или наоборот все растаяло и лужи… И он буквально по сантиметрам вписывается в ту площадку, где ее просто не хватает.
— Да, есть вещи, которые мы не можем поменять, например, Змею. По замыслу она была у меня олицетворением реального зла. Но визуально змея не получилась тем самым глобальным Злом, она внешне вышла скорее в чем-то даже доброй.
— Трактор-Волк у нас получился более брутальным и более злым на вид, чем она. Но, тем не менее, гигантские размеры этой змеи, заполняющей все свободное пространство на площадке, конечно, внушают страх.
— Мы хотели, чтобы движущиеся объекты стали таким олицетворением зла. Мы все думали, как изобразить глобальное зло, чтобы оно получилось очень страшным, жутким, просто неимоверным. Мы хотели показать некое Вселенское Зло, по сравнению с которым все остальное зло просто меркнет. И мы придумали этот эпизод с Черепом, который получился на самом деле просто жутким. То Зло, с которым сталкиваются сказочные герои, имеет оттенок зла непобедимого, которое не под силу одолеть человеку. Одержать над ним победу может только Дух.
— Поэтому мы создали этот огромный Череп с открывающимся ртом и пожирающим людей. Вываливающиеся из глаз горящие люди – это зрелище само по себе ужасающее, которое должно было вызывать у людей трепет. И я считаю, что у нас это получилось на 100%. И, конечно же, тем ярче победа, если ты видишь, что она одержана над настоящим, а не картонным злом. И оно у нас получилось действительно такое.
— Было довольно сложно найти место на площадке для Черепа так, чтобы он не мешал другим конструкциям и выезду техники. Мы его буквально по сантиметрам вписывали между открывающейся бочкой с барабанщиками, верхними челюстями и драконом, по которому сразу очевидно, чьим символом он является.
— Масштаб этого зла мы подчеркнули верхним ярусом нашего ангара, когда движение Черепа вверх одновременно сопровождался с подъемом Головы, очень напоминающую всем известную скульптуру из-за океана. Здесь сложной технической задачей было точно рассчитать гидравлику, чтобы объекты были идеально синхронизированы по скорости подъема. Эффект дополняли огромные раскрывающиеся и застилающие небо крылья.
— И это еще больше усиливалось подачей музыкальных треков, появление бочек с барабанщиками, которые нагнетали атмосферу.
— И главное – текстами, которые мы вложили в уста двух заокеанских гостей, которые в этом году впервые стали могущественнее самого Кощея.
— Он даже потерялся на фоне этого огромного Вселенского Зла, которое хочет заползти и сожрать Россию. Реализация этого замысла была самой технически трудной, но она удалась за счет создания таких объектов, которые заняли огромное пространство.
— Мы придумали такой исход, когда змея гибнет от собственного зла. Ее останавливает Василиса и говорит, что она сама сгорит от собственной ненависти.
— И после этих слов она действительно загорается волшебным образом. Внутри вагонеток, представляющих собой техническую основу змеи, проложены желоба, заполненные специальным составом, который поджигался с пульта в нужный момент.
Вообще очень интересно наблюдать за тем, как увлеченно Александр рассказывает о создании какого-либо персонажа или своей технической находке. Невооруженным глазом видно, что для него это не просто бездушная железяка или декорация для чисто коммерческого шоу, а одно из любимых детищ, ради появления которого на свет затрачено неимоверное количеств сил и времени. Невольно подмечаешь, как он начинает слегка улыбается, когда разговор касается тех вещей, реализация которых, по всей видимости, вызвала наибольшие сложности, но все же свершилась благодаря кропотливому труду и нескончаемому энтузиазму.
— Змея сама по себе очень эффектная. У нее очень яркий, красивый костюм. Кстати, в конце представления она является одним из самых популярных персонажей для фотографирования. В общем, она действительно получилась привлекательной, таким неявным злом, которое берет своим коварством. А вот Череп и эпизод, где он пожирает людей, получились очень жуткими.
И в результате получилась самая что ни на есть наглядная реконструкция алгоритма действия зла. Ведь истинное зло никогда не приходит с уродливой гримасой на лице. Нет, искушение на то и есть искушение, что сперва оно приманивает доверчивые души сладкоголосыми напевами и миловидным ликом. Ведь, если бы человеку был очевиден весь ужас завлекающей его в свои путы перспективы, то никто никогда бы не соблазнился на этот искус. Но, видя лишь малую часть айсберга, или лишь внешнюю составляющую зла, человек не осознает большой беды в том, чтобы позволить себе маленькую прихоть. А некоторые вообще считают, что они имеют на это право.. Что заслужили!
Чарующим, напевным голосом говорит Гадюка свои сахарные речи, предлагает разные блага, новые ценности. И потихоньку, красиво поблескивая своей чешуей в сфере прожекторов, начинает сворачиваться в кольцо. Прельщенный ее заманчивым блеском и обещаниями, человек завороженно и с вожделением наблюдает за ее лукавым обликом, тем самым все глубже заглатывая крючок. Искушение никогда не бывает страшным. Оно всегда заманчиво, красиво, приятно и кажется благом. Его гнилая натура не видна на первый взгляд, и именно потому оно так притягивает. Именно потому, столько людей по наивности и отсутствию духовного зрения поддаются на соблазн, не осознавая, не видя всех последствий этого поступка. И лишь когда Змея сомкнется кольцом вокруг шеи и перекроет доступ кислорода, только тогда может стать понятна губительность и необратимость этой ошибки. Когда человек окончательно попадает в ловушку, открывается истинная личина зла с его смердящей глоткой и огромными челюстями. Оно безжалостно переламывает кости жертв, попавших в его плен, с омерзением сплевывает останки человеческих душ, еще шире раскрывает свою пасть для новой партии «расходного материала». Та самая Геенна Огненная, в которую человек попадает по своеволию и неразумению.
Какие обещания дает та голова, которая самым прямым образом намекает на своих создателей? Сказку о красивой и обеспеченной жизни? Толерантность, работающую исключительно в интересах одной стороны? Свободу? Не без участия Врага человеческого в умах людей происходит подмена понятия «свобода воли» на «свободу слову». Свободная воля дана Богом человеку, чтобы он мог непринуждённо выбирать между добром и злом, но при этом целиком и полностью нес ответственность за сделанный выбор. А свобода слова навязана извне как заманчивая приманка. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,37)».
И пока беззаботные люди так радостно придумывают новые топпинга для капкейков и постят в инстаграмы красивые картиночки для правильного mood’a, вокруг них все плотнее сжимается в кольцо Змея. На маркетинговом слэнге это называется «тизер». А потом, как дедушка Котлер завещал, «звезд» надо переводить в «дойных коров» и проникать со своим USP (uniquesalesproposition) на новые рынки…Пенетрация и диверсификация. «Хочешь погубить народ – истреби его язык», — говорил А.С. Шишков, и эти слова крайне уместны в этом абзаце.
«Галлюциногенная культура, радужной слизью, выстилающая глаза, души, опоенный бессилием мозг, в котором колеблются жуткие призраки и уродливые химеры. Все это вместе превращает человечество в миллиардное стадо, которое, издавая вопли боли и ужаса, вкалывая на бегу в почерневшую вену сладкий наркотик, мчится к пропасти, гонимая чудовищным пастырем. Тем, что пасет людское стадо иным жезлом железным, широко распахивая ворота в зловонный склеп…», — эта фраза, прозвучавшая из уст Александра Хирурга на байк-шоу 2016 в Севастополе, произвела на меня наиболее сильное впечатление.
Вымышленные образы, навязываемые мнимые потребности, сбитые ориентиры, подмененные ценности и как результат — одурманенный всякими «фейками» разум, — все это обеспечивает высокие значения показателей эффективности у бизнес-структур, но губит человеческую душу. И чтобы не заблудиться в этом хаосе, где исповедуется культ Золотого тельца и главенствует античеловеческая идеология, нужно как-то нащупывать свой духовный путь, учиться отличать мнимое от истинного, сохранить душу и не впустить внутрь себя никаких «посредников» и «управителей».
-То зло, с которым сталкиваются сказочные герои, имеет оттенок зла непобедимого, которое не под силу одолеть человеку. Одержать над ним победу может только Дух, — рассказывает Александр об идеи новогоднего представления. — Змея гибнет от собственного зла. Ее останавливает Василиса и говорит, что она сама сгорит от собственной ненависти.
И действительно, свобода есть внешняя и внутренняя, т.е. духовная. Внешняя свобода – это нечто призрачное, так как она не существует в том воображаемом объеме. Всегда и везде она жестко ограничена свободой других. А человек часто мнит себя свободным, находясь в рабской зависимости от сжигающих его изнутри гордыни, зависти, похоти и других страстей. А внутренняя свобода, свобода духа, она есть у человека изначально. И свобода воли, дарованной Богом, заключается в стремлении человека к добру и противостоянию греху. Это и есть духовная победа – невпустительство в себя всяких «иноземцев», «управителей» и прочих «квартирантов».
— Одним из персонажей сказки является особо любимый и почитаемый мною монах Пересвет, — делится Александр. — Он является олицетворением воина и всадника, в котором в некотором смысле я вижу и образ ночного волка. Его дух помогает победить зло.
Обсуждая персонажей Елки, я не могу не спросить про Кощея. Этот злодей из русских народных сказок предстает в интерпретации Александра Хирурга в каком-то смысле положительным героем. Он безусловно является источником зла и давнишним врагом русских воинов, но оказавшись лицом к лицу с Вселенским злом, он не готов покориться и предать Родину и свои принципы. Слушая исповедь Кощея, невольно вспоминаю надпись из Евангелия от Луки, высеченную на гранитном камне у входа в Байк-Центр:
«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
— В конце концов, кто у нас первым вошел в рай? — тут же спрашивает Александр. — Правильно, разбойник… Кощей наполнен историческими персонажами. Он как некий император. Он духовитый, дерзкий, несгибаемый, готов умереть за свои убеждения. Есть моменты, в которых он может быть жестоким, но это русский персонаж из наших сказок. Про него можно сказать словами из «Фауста», ставшего эпиграфом к «Мастеру и Маргарите»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Это то зло, которое должно остаться на стороне добра.
Новогодние представления для детей проходят в Байк-центре с 2003 года. И с самого начала они никогда не были просто одним из многочисленных шоу, созданных исключительно в коммерческих целях. В каждой сказке заложены четко сформулированные мысли, которые Ночные Волки доносят для людей посредством своих мероприятий, и которые являются основными жизненными принципами самих мотоциклистов.
— У нас для актеров просто катастрофа не прийти на роль, — говорит Александр в ответ на мое замечание, что на других мероприятиях частенько вносят коррективы и отменяют представления из-за не комфортных для артистов условий. — Наша команда – это не только профессионалы своего дела, но еще и единомышленники. Поэтому чувство ответственности очень велико. Мы понимаем, что во что бы то ни стало, нам надо это сделать, так как на площадке ждут люди. Понимаешь, мы обязаны, мы просто должны…Это наш долг, это как война, которую мы ведем. По сути это есть наша альтернатива тому засилью антироссийской, антирусской, антигосударственной пропаганды на экранах. И больше всего это касается программ для детей. Это та область, которую особенно атакуют, причем делают это очень талантливо и грамотно. Допустим, стоит вспомнить популярный мультфильм про князя Владимира Красное Солнышко, и посмотреть, каким его там выставили идиотом, подлецом и трусом. Это явно интересная и красивая вещь, но сделана она таким образом, что выставляет наших героев не пойми кем. Ассоциативные связи у людей возникают совершенно не те, которые должны быть. И вот как потом рассказывать ребенку про князя Владимира, крестившего Русь, когда он посмотрел такой мультфильм, и у него в голове уже выстроился совершенно неверный образ? А вообще-то он святой! И в Херсонесе стоит храм на том месте, где произошло Крещение Руси. И люди со всей страны приходят туда, прикладываются к следу от его стопы и получают исцеление… Эти представления – наш ответ на ту информационную войну, которая ведется.
— Мы хотим донести детям что-то иное, или хотя бы дать им альтернативу. Мы не сможем победить без Духа. В нашу сказку, например, включен эпизод с головой витязя из поэмы Пушкина. Я уверен, — говорит Александр, — после этого кто-нибудь да попросит родителей прочитать ему про Руслана и Людмилу. Ведь это одна из самых лучших сказок на свете!
В сказке помимо эффектно созданных технических элементов в уста героев заложены очень правильные смыслы, которые представлены в красивой стихотворной форме, понятной детям.
— Среди современных авторов я практически по пальцам одной руки могу пересчитать тех людей, которые способны создавать подобные тексты. И все они являются моими идеологическими друзьями. Это, безусловно, Александр Проханов, Леонид Корнилов, Влад Маленко, Николай Борисов.. Вот и все, к кому с подобными вещами можно обратиться. Перед тем, как написать стихотворную форму, мне конечно сначала нужно в прозе четко сформулировать свою идею. После чего эти люди, являющиеся моими друзьями, помогают мне реализовывать эти посылы в красивой форме, чтобы они запали в души и взрослым, и детям. Потому что если не закладывать идею, то тогда все это не имеет смысла, а есть просто порожняя трата денег и ресурсов.
В финале сказки взмывает в ночное небо герб с двуглавым орлом и звучат строки из Кульминации байк-шоу:
«И устлан путь несметными потерями,
Но ввысь взмывая гербовым орлом,
Встаем над миром Пятою Империей,
И салютуем бывшим четырем!»
Четыре сильнейших империи запечатлены на страницах истории: Киевская Русь, принявшая веру Христову, Московское царство Рюриковичей, империя Романовых во главе с первым российским императором Петром I, Сталинская эпоха с ее технократическим прорывом и отчуждением от Запада. Все они были могущественны и крепки, но потерпели крах, когда иллюзии и навязанные ориентиры, та самая «галлюциногенная культура», посеянная на «плодородную» почву спеси и гордыни дала свои «всходы».
— Эта пятая империя пришла от Проханова, но теперь стала моей. И мысль о том, что наше выживание связано с этим, не дает мне покоя. Я бы хотел, чтобы это стало не только моей личной целью или целью Ночных Волков, но и в целом всей России. Потому что это действительно очень большая и благородная цель. Понятно же, что если мы не будем иметь общую цель, то все разговоры про единство, сплочение, победу будут просто пустопорожней «трепатней». Модернизация страны, построение пятой империи, которая вобрала бы в себя все лучшее из разных эпох, от каждой из предыдущих четырех империй, могли бы лечь в основу новой государственности – пятой империи, которую назвали бы государством справедливости.
— Это не коммунизм и не капитализм, это совершенно иное — наше. И эта идея проходит не только сквозь эту сказку, она проходит через всю нашу жизнь, через наши поступки, которые мы совершаем сейчас и будем совершать в будущем. Она не ограничивается тем, что я сейчас что-то сделал, а потом забыл и переключился на другое. Я эту мысль буду тащить через все череду своих действий. Это не будет просто сказочной историей. Это то, что должно реализоваться в будущем. Это и создание русского мотоцикла, и подразделение Ночных Волков в армии и на флоте, и многие другие вещи, которые постепенно будут воплощаться в реальность в рамках общей идеи, как в свое время это случилось с Севастополем, за который наши сказочные герои на детских мероприятиях боролись в течение шести лет!
Вот такие вот сказки, казалось бы, просто детские, но очень актуальные для всех!