В какой из сотен московских драматических театров вы бы порекомендовали пойти? Я, кроме Малого театра, не порекомендовала бы никакой. Всё, что доведётся в нынешних театрах увидеть, воистину — ни уму пищи, ни сердцу отрады. Бессильные потуги на авангард, полное отсутствие идей и оригинального подхода. За них вам выдадут творческие конвульсии и бессмысленные метания, пошлость и скабрёзность, упрекая вас же ещё в том, что вы — не тот зритель, не повезло театральным гениям с российским зрителем, как и с народом в целом. Вы не понимаете, не доросли, не слишком тонки, слишком закостенелы и прочее.
Современный театр, как русский традиционный, так и либеральный якобы авангардный — в явном тупике. Но «подмога» пришла, что называется, откуда не ждали. И потому я всё-таки порекомендую вам театр, который не значится как таковой ни в одном справочнике, вы не найдёте его ни на одной театральной афише. Это театр мотоклуба «Ночные волки», который уже не первый год на своей площадке, что в Нижних Мневниках, представляет новогодние театрализованные действия. И каждый год — совершенно новая постановка. В этом году действо-феерия называлось «Планетарная печь».
Почему печь?
«Печь всему голова! Печь в избе нашей сердцем будет!
Невиданный огонь горит в ней.
Дух там наш русский.
Сила в ней и спасение».
И этот жар русской печи — души избы, души страны, согревает не только нас. Мы готовы делиться своим теплом со всем миром. О чём, кстати, каждый день слышим новостях: наши неугомонные в своём «партнёрстве» партнёры требуют русского тепла — газа.
«На печку русскую к Емеле
Погреться лезет белый свет.
И европейцы околели.
Им от гольфстрима толку нет».
И наш народ щедр и сердоболен:
«Садитесь, леди и джентльмены!
И ты, Америка, садись!»
Вообще интересна история появления на байк-площадке новогодних представлений. Как говорит бессменный лидер «Ночных волков» Александр Хирург, автор новогодних представлений и сценарист, что с помощью мотоциклов «описывает» сказочную «Новогоднюю историю», в которой рождаются новые метафоры, новый русский символизм, взятый из старых добрых русских сказок, из классиков русской литературы и от тех редких современных писателей и поэтов, благодаря кому ещё живёт наша литература.
Так, в этом году взятые за основу произведение Леонида Корнилова, и пушкинское Лукоморье превратились в огненную мистерию с невероятными техническими решениями, музыкальными номерами и мотоциклетными трюками, поставленными на базе в Нижних Мневниках, существующей уже 20 лет.
Эти новогодние представления родились из интереса детей и родителей поначалу — к мотоциклам, к брутальным парням, окружённым чёрным мрачным железом. Но через нагромождение металла проглядывался образ сказочной машины — плод технической мысли, плод творчества вот этих людей- байкеров. Воображение рисовало романтику русской дороги и грохот мотоциклетных моторов.
Вот на этот поначалу заброшенный пустырь, кусок неудобицы и потянулись потерявшие надежду справиться с подростковым бунтарством и хулиганством своих сыновей мамы, умоляя байкеров сделать хоть что-нибудь с непослушными подростками. «Хоть себе заберите. Не справляемся». Тогда Александр Хирург удивлённо вопрошал: а у нас что тут, петернициарное заведение? Мы тут не няньки и не перевоспитатели.
Но было ясно: здесь интересно, и мальчишки будут сюда тянуться.
Тогда и решили: а что если… Так родилась идея Новогодней ёлки, идея сказки, в создание которой и были вовлечены те непослушные дети, ставшие впоследствии костяком технической команды и даже актёрами.
Ребят взялись не развлекать, а включили в посильную работу, которая стала для некоторых из них профессией и образом жизни.
Идея постановок, работа над ними захватили и детей, и взрослых. И вот уже новогодние ёлки в байк-центре стали традицией. Каждый год во время школьных каникул на постановки за несколько дней проходит около 10 тысяч зрителей.
И это именно спектакль, театрализованное представление. Сценарий, режиссура, актёры, костюмы, декорации, невообразимая машинерия. И всё это — уникально, такого нет нигде в мире, это представлено только здесь. Этот жанр родился именно здесь.
Сцена — заснеженная площадка под открытым небом. Декорации — не нарисованные на заднике лужайки, а гигантские, высотой с 5-этажный дом деревья, огромные железные чудища, русская печь, словно БТР, да избушка на курьих ножках с полноприводными двигателями, гоняющие по поляне.
Вообще где можно увидеть русскую старину? В музеях, исторических кинофильмах. Где мы видим настоящее? Повсюду. Дома, на улице, на просторах страны. Где можно видеть будущее? Именно видеть, а не заглянуть, не вообразить? В футурологических проектах и фантастических кинокартинах. А где всё это можно увидеть одновременно? На новогоднем празднике у байкеров. Сказка и геополитика, архаика и суперсовременность. Всё смешалось в доме Александра Хирурга и его команды. Но ничего не перепуталось. Это представление — театрализованное действо и политинформация, семейный отдых и встреча брутальных парней. Песни, русская плясовая, балканские мотивы, диковинные персонажи и современные антигерои нашего времени…
«Ночные волки» на сравнительно небольшом участке земли площадью в полтора гектара построили чудо-город, столицу байкеров. Здесь их штаб, их мастерские, их гостиная. Здесь они планируют свою деятельность. А она разнообразна, неостановима, как доменная печь, и бурлит на этом пятачке круглый год. Эта точка Москвы — настоящий русский реактор, где молодые мужчины своей энергией заряжают сам воздух, заряжают пришедших к ним гостей и зрителей. Летом здесь проходят концерты, дискотеки, зимой — новогодние праздничные представления. Отсюда стартуют мотопробеги в честь Победы. Здесь ремонтируют байки, готовят декорации своими силами и при помощи настоящих «Кулибиных»». Здесь они собирают друзей.
Нынешнее представление, главной героиней которой является русская печь, которая и греет, и кормит, и лечит, начинается с самой, пожалуй, узнаваемой нашей сказки «У лукоморья дуб зелёный». Её рассказывает тот самый учёный кот, который ходит не по цепи, а оказывается участником всех многочисленных сцен, являясь рассказчиком, связующей нитью событий, времён, героев, он очеловечивает всё сущее. Он помогает перенестись из стародавних времён в настоящее — на финансовые биржи, где доллар поглощает все страны и континенты, в штаб-квартиру НАТО, где плетутся заговоры против России, против тебя — обращаются участники зрелища к каждому зрителю.
«Ещё им слышен бой курантов.
Им кажется, они – народ,
Но планетарные злодеи
Уже отправились в поход».
С котом учёным действуют наши родные сказочные персонажи: русалка, Емеля, скоморохи, Дед мороз, Снегурочка, здесь же не менее свои Леший, Баба Яга, Соловей- Разбойник, которые в России — у себя дома, и отчаянно сопротивляются пришельцам, гонят их вон. Супостаты -пришельцы — это Большая Змея, Средняя Змея, Малая змея, дракон, Царь Дна, кони апокалипсиса, злодейская пасть с мёртвыми глазами-долларами, с двигающимися ковшами-крыльями над крышей, и скребущими по земле когтями. Иностранная нечисть, огнемётчики, желающие подпалить, спалить Русь, железная Русалка- погубительница Емели.
Он – открыт и простодушен, его обманывают, и вот он замерзает на гаснущей Русской печи. А ведь
«Не мороз нам страшен, а печь остывшая. Вот где
Смерть всея руси прячется — в огне погасшем!»
Гаснет идея, исходит Дух, остывает сердце избы, страны — гаснет жизнь.
Все метафоры ясны, отчётливы, понятны даже детям.
Хирург объединил техносферу с мощной современной идеологией и с русским фольклором, русскими сказками. Это синтез, и в этом заключается его режиссура, которая собирает тысячи зрителей. В то время как современные режиссёры уродуют классику, он сочетает классику и современность, породив новый жанр — режиссуру уличного открытого действия. Это русское язычество и авангард. Это театр, который единственный на всём театральном пространстве работает на ультрасовременном материале. Он ставит ультрасовременные задачи и оформляет их средствами сказок, мифологии и техносферы. В этом его уникальность.
Интересно рождение Хирурга как режиссёра. Из простого байкера, потом мотоциклиста, лидера волчьей стаи, из вестернизированного клуба, который превратился в сталинские смерчи, из совершенно нового антуража, перевоплощения, он родил эти грандиозные спектакли-мистерии.
И можно смело утверждать, что Россия — родина нового зрелищного жанра: русский эллинизм XXI века. Основатель этого жанра, этого клуба — Александр Хирург, лидер этой волчьей стаи.
Сцена-площадка огромна, и каждый её кусочек задействован, а есть ещё и второй этаж: на огромном дубе сидит Соловей-разбойник, который сдувает иностранную нечисть из России, огнедышащий дракон сверху хочет придавить нас своими железными крылами. Есть запертые врата. Пылающего ада, откуда выходит нечистая сила и чудище-голова, готовая пожрать мир, но эти врата запечатывает Емеля.
А есть райские врата, откуда вылетают мотоциклы. Летающие танки видеть не довелось, но летающие мотоциклы, оседланные волками — вот они, взмывают в небо.
«Их мотоциклы, как небесные колесницы,
Мчатся среди звёзд, сея добро и наказывая зло!»
Зрители включены в действо. Они взывают к одурманенному железной русалкой Емеле, и он оживает. Они зовут деда Мороза со Снегурочкой. И те являются, ведомые самим Хирургом. Они просят: «Ёлочка, гори!» И она зажигает огни. Если мы вместе, мы — волшебники, нам подвластны стихии.
Есть танцы со звёздами. А есть радость со звёздами: зрители высыпают на поле и общаются с участниками мистерии, фотографируются, пляшут.
Вот настоящий русский театр — и уму, и сердцу.